«Обжалование решений контрольных (надзорных) органов»

 

Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), установлен порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействий) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора).

Правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействий) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий; составлены акты контрольных (надзорных) мероприятий; выданы предписания об устранении выявленных нарушений; совершены иные действия (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Одной из главных особенностей является досудебный порядок подачи жалобы.

Закон № 248-ФЗ прямо указывает, что судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде через портал Госуслуг и подписывается простой или усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если к жалобе необходимо приложить копии документов, то их необходимо приложить также в электронном (сканированном) виде.

Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действие (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней  со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на предписание может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

Стоит отметить, что в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия окончательного решения по ней может отозвать жалобу. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

Статьей 41 Закона № 248-ФЗ определены требования к форме и содержанию жалобы.

Обращаем внимание, что жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

Данные обстоятельства являются основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, правила ведения которой утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2018 № 482.

Жалоба может быть подана полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации».

Контрольный (надзорный) орган рассматривает жалобу в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения размещается в личном кабинете контролируемого лица на портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее 1 дня со дня его принятия.

 


 

 

«Автомобильная дорога - раздел  без реконструкции»

 

Росреестр в своем письме 14-6025-ТГ/23 от 06.07.2023  сообщает, что в  случае, если раздел автомобильной дороги осуществляется без проведения ее реконструкции, а образуемые в результате раздела объекты имеют тот же класс, категорию, первоначально установленные показатели функционирования автомобильной дороги (грузоподъемность, мощность), что и подлежащая разделу автомобильная дорога, в целях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые в результате раздела автомобильные дороги, необходимость предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отсутствует.

Необходимо при этом отметить, что образуемые в результате раздела объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образуемых объектов.

С учетом изложенного государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении автомобильных дорог, образуемых путем раздела существующей автомобильной дороги, не связанном с ее реконструкцией, могут быть осуществлены на основании заявления собственника автомобильной дороги и технического плана, подготовленного кадастровым инженером с использованием проектной документации линейного объекта, на основании которой осуществлено строительство исходной автомобильной дороги (при ее наличии) или декларации об объекте недвижимости (при отсутствии проектной документации в отношении исходной автомобильной дороги).

В разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана приводится информация, подтверждающая, что категория, класс, протяженность, грузоподъемность, грузонапряженность, проектная мощность, пропускная способность, иные основные параметры образуемых автомобильных дорог не изменяются, а также о возможности использования образуемых объектов недвижимости автономно, независимо друг от друга.

Также обязательным приложением к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые автомобильные дороги должно являться решение собственника о разделе автомобильной дороги.

 


 

 

«Форма сделки по продаже доли в праве на объект недвижимости с торгов»

 

Исходя из положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» банкротство – это официальное признание несостоятельности должника в вопросах удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Несостоятельность физического лица предполагает применение, в том числе, реализации имущества гражданина, которая подразумевает, что всё имущество гражданина продается, вырученные средства идут на погашение долга.

Таким образом, представляется, что в случае, если гражданину принадлежит доля в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество, отчуждению в рамках процедуры банкротства подлежит такая доля (в соответствии с правилами отчуждения имущества, находящегося в общей долевой собственности).

Положениями статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе и в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась. Если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

Следует отметить, что особенности осуществления сделок по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на объекты недвижимости, заключенных по результатам торгов, действующим законодательством не предусмотрены, в связи с чем, в данной ситуации должен применяться порядок, установленный частью 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который устанавливает необходимость совершения сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество в нотариальной форме, а также определяет исчерпывающий перечень случаев, при которых не требуется нотариального удостоверения

 


 

 

«Разъяснения  Росреестра  по  вспомогательным объектам»

 

С 01.09.2023 вступает в силу (и действует до 01.09.2028) постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2023 № 703 «Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования» (далее – постановление).

Росреестр в письме № 14-5293-ТГ/23 от 16.06.2023 обращает внимание, что указанные в постановлении строения и сооружения вспомогательного использования, могут не являться объектами капитального строительства и объектами недвижимости (навесы и иные некапитальные (включая временные) строения и сооружения, расположенные в том числе на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд), что подразумевает невозможность осуществления их государственного кадастрового учета и регистрации прав на них.

Согласно же постановления строения и сооружения являются строениями и сооружениями вспомогательного использования при их соответствии хотя бы одному из следующих критериев:

строение или сооружение строится на одном земельном участке с основным зданием, строением или сооружением (далее - основной объект), строительство строения или сооружения предусмотрено проектной документацией, подготовленной применительно к основному объекту, и предназначено для обслуживания основного объекта;

строение или сооружение строится в целях обеспечения эксплуатации основного объекта, имеет обслуживающее назначение по отношению к основному объекту, не является особо опасным, технически сложным и уникальным объектом, его общая площадь составляет не более 1500 кв. метров, не требует установления санитарно-защитных зон и размещается на земельном участке, на котором расположен основной объект, либо на земельных участках, смежных с земельным участком, на котором расположен основной объект, либо на земельном участке, не имеющем общих границ с земельным участком, на котором расположен основной объект, при условии, что строение и сооружение вспомогательного использования технологически связано с основным объектом;

строение или сооружение располагается на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, либо для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), либо для блокированной жилой застройки, либо для ведения гражданами садоводства для собственных нужд, в том числе является сараем, баней, теплицей, навесом, погребом, колодцем или другой хозяйственной постройкой (в том числе временной), сооружением, предназначенными для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка, на котором постройка, сооружение созданы (создаются), при этом количество надземных этажей строения не превышает 3 этажей и его высота не превышает 20 метров.

 


 

 

«Порядок внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном гараже»

 

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в соответствии со сведениями, содержащимися в документах, указанных в части 5 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), с учетом состава сведений, содержащихся в реестре объектов недвижимости ЕГРН, установленного статьей 8 Закона № 218-ФЗ.

При этом, при внесении в ЕГРН сведений о гараже, соответствующем указанным в части 1 ст. 18 Федерального закона от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гаражам, в реестре объектов недвижимости ЕГРН указывается вид объекта недвижимости – «здание», назначение – «гараж» в том числе в случае, если документы, представленные для внесения в ЕГРН сведений о таком гараже как о ранее учтенном объекте недвижимости содержат иные сведения о виде объекта недвижимости (например, «помещение») и его назначении (например, «нежилое»).

В соответствии с частью 8 ст. 69 Закона № 218-ФЗ одним из оснований для отказа во внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости является отсутствие в представленных или поступивших документах сведений о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Если в документах, представленных для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном гараже, указаны только его размеры (например, 3,4 *6,0 метров), но отсутствуют сведения о его площади, орган регистрации прав вправе принять  решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений о таком гараже.

При этом, учитывая положения части 23 ст. 70 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет гаража, возведенного до дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ (до 30.12.2004), если ранее его государственный кадастровый учет не был осуществлен, и государственная регистрация права собственности на такой гараж осуществляются одновременно с государственной регистрацией права собственности на предоставленный в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданину в собственность бесплатно земельный участок, на котором расположен этот гараж.

В данном случае технический план гаража может быть подготовлен на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и декларации об объекте недвижимости, составленной в отношении такого гаража (часть 26 ст. 70 Закона № 218-ФЗ, пункт 21.15 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Росреестра от 15.03.2022 № П/0082); при этом в техническом плане указывается вид объекта недвижимости – «здание», назначение – «гараж», а также значение площади такого гаража, определенное кадастровым инженером по результатам кадастровых работ в соответствии с Требованиями к площади, утвержденными приказом Росреестра от 23.10.2020 № П/0393

 

 

Просмотров: 256
Источник: Управление Росреестра по Томской области